Меню
Назад » » 2012 » Июнь » 17

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны

  • 17.06.2012
  • 862 Просмотра

Современное общество хочет видеть каждого человека образованным и высоконравственным. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», первостепенной задачей современной образовательной системы является формирование духовно-нравственной личности. Школа призвана воспитывать учащихся в соответствии с базовыми национальными ценностями, формировать у школьников уважение к людям, чувство патриотизма, трудолюбие, активную гражданскую позицию. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский говорил: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Созвучную мысль мы находим у Л.Н. Толстого: «Из всех наук которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».


В современном мире ребенок живет и развивается под воздействием разнообразных факторов, зачастую влияющих на него негативно, разрушающих еще не окрепшую сферу нравственности, и от педагога требуется немало усилий, чтобы этому противостоять. Нужно каждому ученику помочь выбрать дело по душе, хвалить ребенка даже за малые успехи, стараться сплотить детский коллектив.

Очень важен нравственный пример педагога, его отношение к людям и к своей профессии. Приходя в класс, дети должны знать, что их здесь ждут, что им всегда помогут, если что-то не получится. 
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в гимназии №7 введена программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов, которая предусматривает занятия с детьми по различным направлениям. Приоритетными направлениями являются духовно-нравственное и патриотическое воспитание, которые тесно связаны между собой.

Учителя гимназии регулярно проводят классные часы на нравственные темы, на которых дети учатся анализировать свое поведение, объективно оценивать свои поступки. Очень важен разговор о героизме, проявленном нашими соотечественниками на полях сражений и в мирное время. Такие классные часы требуют от учителя тщательной подготовки, но постепенно инициатива их проведения переходит к детям.

Формированию у школьников духовно-нравственных начал способствуют занятия, проводимые в рамках курса Истоки. В нашей гимназии также создан виртуальный музей «Святыни родного края», и учащиеся охотно включаются в его работу, собирают и систематизируют материал о православных святынях.

                    

Первыми помощниками и союзниками учителя в работе с детьми являются родители. Они помогают организовать различные праздники, экскурсии, поездки, сами активно участвуют во всех мероприятиях. На родительских собраниях-консультациях мы обсуждаем педагогические проблемы, вместе планируем учебно-воспитательную работу.


Родителям учащихся мы постоянно напоминаем о том, что духовно-нравственное воспитание начинается в семье. Морально-этические ценности, которые ребенок усваивает с раннего детства, имеют важнейшее значение для человека на протяжении всей его жизни. Именно в семье ребенок учится любить, общаться, трудиться, заботиться о других, то есть всему тому, что составляет основу гражданского поведения человека.

                   
 
 
«Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни» («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).
 

                          


Мы - многонациональный народ России, и нам нужно поддерживать межэтнический мир и согласие. Введение в школах нового предмета Основы религиозных культур и светской этики дает детям возможность познакомиться с великим духовным наследием, которое веками передавалось от одного поколения наших соотечественников к другому.
 

                          

Мы должны прививать детям уважительное отношение к духовной традиции каждого народа нашей страны,

напоминать о единстве народов, составляющих многонациональную семью, и о солидарном участии их в судьбе России.


Чернышова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов гимназии № 7