Меню
Назад » » 2013 » Декабрь » 25

Роль игрушки в жизни ребенка

  • 25.12.2013
  • 1044 Просмотра

лыткаринка ру женский сайт лыткарино фото картинки лыткарино ,дети игрушкиНаш новый автор, воспитатель МДОУ № 24 Максимова Н.К, предлагает вашему вниманию доклад "Роль игрушки в жизни ребенка".

Иногда о каком-нибудь незначительном, пустячном деле говорят: «А! Это просто игрушки!» Игрушки - пустяк? Что ж, пусть те, кто так считает, попробуют представить, что все игрушки вдруг исчезли с лица земли. Растаяла погремушка в руках у малыша, на глазах у хозяек испарились миллионы кукол в любовно сшитых платьицах, ребята во дворе остались без мячиков и скакалок, исчезли уютные плюшевые медведи, опустели полочки с нарядными матрешками и забавными статуэтками из Гжели и Дымкова, не стало кукольных театров...

«Мир стал бы скучным и безрадостным!» - воскликните вы и будете правы.

Но дело не только в этом. Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они - ее очевидцы и свидетели.

Если проследить за изменениями куклы, мы увидим, как человек взрослел. Изделия народных промыслов расскажут об отношениях человека с природой, о его понимании прекрасного и даже о национальном характере. Армии оловянных солдатиков - о сражениях всех веков и народов. Машинки, корабли и самолеты - о развитии технической мысли. Механические игрушки - свидетельство ума и изобретательности человека-творца.

А еще игрушки - воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки - интеллект и воображение. И этот перечень можно продолжать еще и еще.

Некоторые игрушки создаются настоящими мастерами-художниками. Тогда они становятся произведением искусства.

Вот такая это серьезная вещь - игрушка! И в то же время сама веселая! Не зря же игрушки в старину называли «потехами», а еще «балясами» да «тарарушками», что так и переводится - веселые, сказочные, забавные.

И серьезная, и забавная?! Да, эти игрушки вообще не перестают удивлять. Они полны сюрпризов и неожиданностей.

«Скажи мне - чем ты играешь, и я скажу тебе - кто ты» - так можно было бы переиначить известную поговорку. В самом деле, если проследить судьбы русских императоров и сопоставить их с тем, во что они играли в детстве, получается удивительная картина.

У самого знаменитого из русских царей-императоров, Петра I, было столько игрушек, что можно позавидовать. На своё первое день рождения крошка-царевич получил замечательного коня на колесиках. На два года Петру Великому подарили качели на веревках и маленькую, но настоящую карету, в которую запрягали пони. Но больше всего мальчик любил военные игрушки.

Времена были трудные. Россия постоянно с кем-нибудь воевала, поэтому царевича с малых лет приучали к ратному делу. Игрушечное оружие для маленького воина заказывали в неимоверных количествах.

Конечно, он забавлялся им не в одиночестве. В играх Петра участвовало множество его друзей - дворянских сыновей. Он вооружал их пищалями, пистолями, луками.

И разыгрывались бои. Оружие, хотя и было игрушечным, но настолько точно имитировало настоящее, что эти игры были не безопасны.

Еще мальчиком Петр устроил в селе Преображенском под Москвой особый полк, к которому позже прибавил еще один - в селе Семеновском. Со временем эти «потешные» игрушечные полки превратились в первые и главные полки русской гвардии.

Став взрослыми, Петр I и его друзья детства держали немало крупных военных побед. Кстати, славный Российский флот начался с ботика, которым будущий император также забавлялся в детстве.

А вот будущему русскому императору Петру III, очень не повезло. Его отец- герцог Голштинский — воспитывал его в чрезмерной строгости.

Игрушек у него не было, а были наказания и муштра. Только в 14 лет, когда к власти пришла его тетка Елизавета Петровна, он получил первые игрушки.

Дорвавшись наконец до замечательных игрушек, подросток, которого до сих пор воспитывали как взрослого, решил остаться ребенком навсегда. С этого времени он только и делал, что играл, и ничем больше не интересовался. Даже женившись, он продолжал играть в куклы - их выписывали для него из стран Европы, Китая и Индии. Все это кончилось дворцовым переворотом: заигравшегося царя свергли, а императрицей стала его жена Екатерина II.

Еще у одного будущего императора Александра III игрушек было много, и при этом они заметно отличались от забав его предшественников. Во-первых, они были простыми. Во-вторых - мирными. В-третьих, русскими. Было, конечно, оружие, барабаны и солдатики. Но жили в его детской комнате также и народный любимец Петрушка, добродушный медведь, веселый, сказочный Иван-дурак. Первым из предыдущих российских императоров этот Александр воспитывался не в немецком духе, как это было принято в императорских семьях, а в русском.

Известно, что Александр III царствовал 14 лет. Он не думал об очередных завоеваниях и не ссорился с соседними государствами. Годы его правления были для России довольно мирными, в стране развивались промышленность и сельское хозяйство.

Игрушки готовят детей к взрослой жизни.

Дети простого народа играли фигурками животных, самодельным оружием - луком и стрелами, игрушечным плугом, сохой и бороной... Из них вырастали скотоводы, охотники и земледельцы. Крестьянские девочки пеленали своих простеньких куколок и сами шили для них одежду. Им предстояло стать многодетными мамами и хозяйками дома.

Время не стоит на месте, дни сменяются годами, одно поколение другим, игрушки также меняются, но все по-прежнему с первых дней жизни ребенка занимают значительное место в его деятельности, помогают развиваться и самоутверждаться формирующейся личности. Будут ли рядом с

ребенком любимые игрушки, которые станут самыми настоящими друзьями, помогут сформировать доброе и деятельное отношение к окружающему миру, зависит от того, понимают ли родители эту важнейшую проблему.

Родительской любви присуще стремление сделать ребенка счастливым, наполнить его жизнь разнообразными впечатлениями, удовлетворить возникающие потребности. Желая порадовать ребенка, взрослые дарят ему игрушки. Очень важно, чтобы этот подарок стал для малыша открытием окружающего мира, дал возможность общения с близкими людьми. Серьезное отношение родителей к игрушке, как к основному другу своих детей, - залог успеха в воспитании, умении дружить, формировании таких качеств, как доброта и сочувствие. Необходимо стремиться, чтобы ребенок дорожил игрушками, никогда не согласился бы обменять их на другие, новые и красивые. Через игрушку нужно помочь ребенку прочувствовать известную народную мудрость: «Старый друг лучше новых двух».

Выбор игрушки - дело непростое. Чтобы правильно выбрать игрушку ребенку, нужно знать возрастные особенности его развития, потребности в той или иной деятельности, желания, вытекающие из конкретного жизненного опыта.

Уже в раннем возрасте ребенок испытывает интерес к познанию, исследованию всего, что окружает его. Эта экспериментальная деятельность прежде всего находит отражение в манипулировании различными предметами. Малышу необходимы игрушки яркие, звучащие, мобильные, приятные на ощупь. Они становятся посредниками в общении между ребенком и взрослым, между детьми в семье.

Дети с удовольствием включают в игру мягкие игрушки, им нравится чувствовать их прикосновение пушистого меха, сопровождаемое ласковой интонацией взрослого.

От простого манипулирования игрушкой ребенок постепенно переходит к выполнению ею непосредственно игровых функций: кормит куклу, возит в коляске котенка, качает медвежонка и т.п.

Очень эмоционально реагируют дети на игру с куклами бибабо, к сожалению, почти забытыми в практике семейного воспитания. А ведь сколько проблем может решить эта кукла? Например, дети начинают ссориться, вдруг появляется Петрушка, как всегда задорный и смешливый. Веселое стихотворное приветствие каждому вызывает улыбки ребятишек. Петрушка хвалит детей, подчеркивает достоинство каждого, а затем он подсказывает, во что можно поиграть вместе. Эта театрализованная игра дает возможность родителям установить контакт с детьми и избежать плача, а то и драк. Ребята воспринимают такие игрушки как живые и очень эмоционально общаются с ними.

лыткаринка ру женский сайт лыткарино фото картинки лыткарино кукольный театр

Игрушка - надежный помощник в воспитании. Отношение к ней родителей - это преподаваемая ими модель отношения к окружающему миру, эмоционально понятная и наглядно доступная ребенку. Дети часто бросают игрушки на пол, а родители не придают этому значения, а ведь этот момент требует особого внимания. Нужно подсказать ребенку, что игрушка больно и обидно, потому что её бросили. «Ты же тоже обижаешься, когда с тобой вдруг перестают играть и оставляют тебя одну. Пожалей куклу!».

Общеизвестно, что в воспитании нет мелочей. Небрежного отношения к игрушкам нельзя допускать даже случайно. Иначе ребенок перестанет верить в искренность слов родителей, а значит, не сделает данное требование привычкой в своем поведении. Обращая внимание на то, что игрушки - живые друзья, надо и обращаться с ними как с живыми. Нельзя игрушечного зайку поднимать с пола за уши - «ведь ему больно». Каждая мелочь в поведении таких авторитетных для ребенка людей, как мать и отец, не остается незамеченной им.

Игрушка может стать самым настоящим помощником в регулировании поведения ребенка, если взрослому удалось сформировать отношение к ней как к другу. Конечно, это весомо и значимо, но если осуждает игрушка, значимо вдвойне, ибо с ней у ребенка устанавливаются положительные эмоциональные отношения. Как спутник игры она приносит ребенку радость, удовлетворение, уверенность в себе, реализацию своих личных потребностей. Оценку поведения ребенка с помощью любимой игрушки можно эффективно использовать и в практике семейного воспитания.

Нередко игрушка эффективно используется, чтобы указать ребенку на его ошибки, недостатки. Например, ребенок завтракает. Рядом с тарелкой сидит игрушечная кошка. На столе крошки, пролит чай. Взрослый подмечает: «Это с тобой Муська завтракала». Какая она неаккуратная! Посмотри, как накрошила. Ты ее, пожалуйста, научи есть аккуратно. Ведь такая грязь - это некрасиво? Как ты думаешь?» Ребенок соглашается и сразу предлагает: «Я вытру». Берет тряпку, стирает со стола. Замечание не обидело его, более того, у ребенка появилась цель - есть красиво и чисто не ради выполнения просьбы взрослого, а чтобы не подвести любимую игрушку.

Игрушку можно использовать также для восстановления контакта с ребенком в конфликтной ситуации. Например, ребенок разбросал игрушки по всей комнате и упрямо отказывается их собирать. Взрослый может обратиться к любимой игрушке ребенка, сказав: «Посмотри, какой беспорядок у нас в комнате. Ведь так игрушки обидятся на свою хозяйку и однажды все убегут из нашего дома». Ребенок- свидетель обращения взрослого к любимой игрушке. Он подумал и вдруг говорит: «Я сейчас все уберу».

Жизнь детей неотделима от игры. Все другие виды деятельности гармонично вплетаются в нее, создавая предпосылки для формирования личности. Именно через игру можно эффективно влиять на разностороннее развитие ребенка. С этой целью уже в раннем детстве нужно научить ребенка использовать в своей деятельности самые разнообразные игрушки: дидактические (мозаику, пирамидки, лото), строительные материалы, игрушки для театрализованной деятельности (пластмассовые или резиновые в виде персонажей известных ребенку сказок, а также куклы бибабо), музыкальные, моторные (мячи разного размера, игрушки на колесах, а также спортивный инвентарь). 

Большие возможности для разнообразных игр создает домашний спортивный комплекс, овладеть которым помогают детям родители. Нельзя забывать и об изобразительной деятельности малышей. Бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин должны использоваться ребенком под руководством взрослого. Все эти игрушки и атрибуты деятельности могут стать любимыми, если позаботиться о формировании интереса к ним.

Чтобы вести серьезную воспитательную работу с помощью игрушек, необходимо выделить в доме место для игрового уголка. Он поможет формировать у ребенка такие качества, как аккуратность, самостоятельность, ответственность, эстетический вкус. Первой и самой важной обязанностью малыша по дому должно быть поддержание порядка в игрушечном хозяйстве.

Проявление любви к своим игрушкам, заботы о них - это первые ростки ценных качеств характера.

Подарить ребенку игрушку - это значит подарить ему радость общения, радость познания мира, удовлетворение от реализации творческих возможностей своего «я».

Нередко перед современными родителями встает вопрос, видя то разнообразие игрушек в магазине, а как выбрать нужную игрушку для моего ребенка? Какой она должна быть, чтобы он увлеченно играл с ней?

И тут на помощь приходят советы педагогов-психологов. Они напоминают нам, родителям, что:

1. Каждая игрушка рассчитана на определенный возраст. Если ребенка 2-3 лет вполне удовлетворит машинка с нарисованными на ней частями, то ребенку 6-7 лет играть с такой машинкой будет неинтересно.

2. Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр. В возрасте 6-7 лет крупный строительный материал обязательно надо дополнить мелким.

3. Ребенок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым.

4. Прежде чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребенка, безусловно, должны быть спортивные мячи, скакалки и т.д., но ему также необходимы игрушки, которые воспитывают усидчивость, сосредоточенность (мозаика, пазлы, конструкторы, всевозможные наборы ручного труда).

5. Приобретая игрушки, учитывайте склонности детей, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребенку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.

6. Необходимо научить ребенка «пользоваться» игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать всякий раз по-новому. Это куклы и разные комплекты к ним, мебель, посуда, 2-3 машинки различного назначения, игрушки-животные, строительный материал, конструкторы, наборы для тематических игр: «Парикмахерская», «Доктор», «Маленькой хозяйке», «Учись шить», «Сделай сам» и многие другие.

7. Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребенок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру.

Чаще играйте вместе с детьми.

Но как часто приходится слышать от взрослых: «Господи, ну и игры...». Одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие - в какие-то пошлые романы... В детских играх больше никто не воспитывает детей, не готовит старые добрые обеды, не занимается уборкой и стиркой, даже не ходит в магазин... Свадьбы, разводы, брань... Рэкет, торговля, договоры... Из привычного - только «доктор» ...

Нам не нравится, как и во что играют современные дети? Что же, это повод для размышлений. Только менять надо не их игры, игра - всего лишь отражение того содержания, которым наполнены их души. Менять надо их жизнь...

То, что мы видим в играх наших детей - это отражение того мира, который мы, взрослые, им «подарили». Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем их спать, это мы создаем и смотрим такие телепередачи и видеофильмы, это м покупаем для них такие игрушки...

Мир игр детей бесконечно разнообразен - как и мир окружающих их взрослых. Давайте же наконец найдем в себе мужество увидеть в их играх отражение своей реальной взрослой жизни.

Современные исследования показывают: большинство родителей замечают, что их дети-дошкольники играют иначе, чем они сами играли в детстве. Однако взрослые не очень хорошо разбираются в содержании этих игр и не уверены, что хотели бы играть в них в своем детстве.

И вот ребенок предлагает вам поиграть с ним неизвестно во что и быть при этом неизвестно кем. Что же делать взрослым? Варианта, как минимум, три:

* Научить их играть по-нашему («Здравствуйте, здравствуйте, а я к вам в магазин пришла». - Очень приятно, вот у нас сколько всего есть» и т.п.). Это мы на сегодняшний день в основном и делаем.

* Научиться играть, как они. Это мы делаем редко.

* По возможности, сделать и то, и другое и посмотреть, что получится. Это мы делаем очень редко.

Какой из вариантов выбрать и как поступить - решать родителям. Но надо помнить, что дети очень любопытные, и мы, взрослые, им ужасно интересны! Они копируют наши жесты и слова, им интересно все, что происходит в нашей жизни, они обращаются к нам за советом и помощью. Наше внимание для них - чуть ли не самая большая ценность в жизни.

Когда взрослый играет с ребенком, то, безусловно, уделяет ему внимание. Когда взрослый играет в то, что ребенок ему предложил, взрослый показывает ребенку, как он ему интересен, и на сколько высоко он оценивает его способности, раз вы, такой взрослый и умный, следуете его плану игры и выполняете то, что он просит.

Чем больше взрослый будет подражать ребенку, тем больше ребенок будет подражать взрослому. Способность к подражанию, имитации - одна из важнейших составляющих способности к обучению, а у одаренных детей эта способность особенно развита. Кроме того, имитируя игру ребенка, играя в то, во что хочет он, взрослый много о ребенке узнает. А это не только пойдет на пользу вашим отношениям, но и, возможно, поможет заметить (особенно папам), что малыш, несмотря на свой юный возраст, намного интересней, чем казалось со стороны.

То, что дети сегодня играют иначе чем мы, и есть одно из проявлений общей особенности современного мира.

Каждый день появляются новые технологии, игрушки и игры, новые модели поведения и сферы, где их можно применить. Представления о том, что хорошо и что плохо, социальные роли и стили жизни сегодня крайне многообразны и динамичны. Человеку не только необходимо воспринимать все это многообразие, но и постоянно делать выбор.

Игра готовит детей к жизни в хаотическом и сложном мире будущего. Игра может помочь детям развить способности, необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложные задачи хаотического и сложного мира будущего. Игры помогают исследовать мир, учат взаимодействовать с ним, ухватывать фрагменты в его течении и соединяться с ними.

Ребенок проигрывает несколько сюжетов одновременно, причем истоки их лежат в разных ценностных, культурных и смысловых плоскостях. Он удерживает в памяти и осуществляет сразу несколько ролей, вкладывает один сюжет в другой, причудливо переплетает разные истории и свободно путешествует по ним.

Мир изменился, а вот функции игры - подготовка к адаптации в этом мире - осталась.

И сейчас в традиционную игру в «магазин» дети по-прежнему играют с удовольствием, особенно если им её предложит взрослый и поставит специальную задачу - играть медленно, последовательно, «как надо». Дети прекрасно с этим справятся. Ну, а если такой задачи не ставить, то скорей всего, они просто усложнят игру, включив в неё новые сюжеты, например, с

забежавшими в магазин грабителями, залетевшими космическими героями и т.д.

Есть мнение, что игра - вещь полезная, игра со взрослыми - вещь очень полезная, игра с родителями - вещь особо полезная.

Необходимо дать нашим детям внимание, участие, себя в качестве партнера по игре - если они этого захотят. Получить от ребенка приглашение в свою игру - знак величайшего доверия. На эту суверенную землю его мыслей и чувств взрослые должны ступать осторожно.

Необходимо почаще думать, какими красками мы рисуем их детство - ведь оно полностью в наших руках, мы отвечаем за то, какой она будет - эта страна, из которой они потом выйдут в жизнь творить её по образу и подобию этого, в детстве впитанного мира.

лыткаринка ру женский сайт лыткарино фото картинки лыткарино

Принимая участие в играх малыша, находясь рядом с ним, научите его быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим Человеком среди людей.

 

Воспитатель МДОУ № 24 Максимова Н.К.